Блог

Про свободу выбора

Тут конкретно хочу поговорить про выбор клиентов.

Фрилансеры привыкли брать всех заказчиков, которые к ним приходят. Особенно в самом начале пути. Связанно это с материальной нестабильностью, неуверенности в своих силах, неумением планировать.

В начале пути вóйна-фрилансера, мы берем всех подряд еще и из-за неопытности. Пока что мы сами не понимаем, как мы работаем, как нам комфортнее и с какими людьми. Поэтому для понимания своей структуры процесса мы проходим огонь и воду, чтобы его выстроить. Это база. А дальше?

Дальше как раз вступают те три пункта. Давайте по порядку.

Материальная нестабильность.

Во-первых: мы уверовали, что если не вот этот заказчик, то никакой. Лучше брать всех, кто приходит.

Во-вторых: прошлые проекты затянуты, а предоплата уже слита. А хочется пить капучино, поэтому мы берем еще один проект и впихиваем невпихуемое. Это наш выбор и мы не можем отказаться, потому что нужны деньги.

В обоих случаях мы получаем недосып, отсутствие денег за которыми мы так гнались, очень много работы, затянутые сроки по всем проектам, ежедневную тренировку для нервных клеток.

Этот круг возможно разорвать только одним способом:

1.Выписать все проекты, которые сейчас идут и прописать дедлайны. Далее, уведомить каждого, когда вы все сдадите.

2.Не брать новых клиентов, мелкие подработки и не вписываться в очередное обучение.

3.Убрать отвлекающие факторы и распланировать работу и отдых.

4.Ставьте новых клиентов в очередь. Это нормальная практика.

Сделаете себе список этих проектов на отдельном листе, если необходимо, распишите подзадачи. Отмечайте галочками или зачеркивайте, когда доведете проект до конца. Морально так будет легче, потому что вы будете «в живую» наблюдать достижение цели.

Когда останется один проект, можно уже готовиться к новым. Перед этим лучше передохнуть пару дней и полностью перегрузиться.

Про выбор

В данном случае мы сможем выбирать, когда проанализируем процесс.

1.Раз получилось столько проектов, которые наложились друг на друга, значит клиенты есть и не нужно бояться их отсутствия. Да и вам не должны падать заявки ежедневно, как некоторые думают, все динамично. Следовательно, вы можете выбирать, в какой период брать заказ.

2.В задержке сроков может быть виновен кто угодно, но вы в праве контролировать ситуацию как исполнитель. И опять же, это тоже ваш выбор — регулировать сроки и процесс или нет.

Неуверенность в своих силах.

Самозванец на то и самозванец — он в этом не признается. Поэтому если вы с уверенностью и хихикая говорите «да у меня просто синдром самозванца» — нет, у вас синдром нежелания разбираться в вопросе и делать задачи, постараться в конце концов.

Настоящая неуверенности в себе может быть осознанной, но при этом человек движется вперед, просто никому не говорит и не показывает от неуверенности в себе.

И вот тут мы сразу переходим к выбору.

У нас всегда есть выбор: оставаться в таком состоянии и топтаться на месте или двигаться маленькими шажками.

Вот как можно двигаться:

1.Воспитывать в себе критическое мышление и учиться воспринимать критику, неудачи во благо себе, а не как истеричный ребенок. Умение проанализировать ситуацию будет потихоньку давать вам уверенность в том что вы делаете.

2.Диалог. Спросите самого близкого человека, коллегу и знакомого «в чем мои плюсы». Мнение со стороны тоже нужно. Также вы можете честно сказать, что вы очень неуверенны в себе и вам нужна помощь. Обращаться лучше к адекватным людям, естественно.

3.Практика и выявление сильных сторон. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше вы начинаете понимать себя и качаете скилл.

4.Уберите ожидание от себя и ожидания быстрого результата, не обесценивайте свой опыт и темп роста.

Неумение планировать.

Нет планирования — нет выбора. Когда планирование отсутствует или каша, тогда задачи начинают вами владеть. А должно быть наоборот, как мы все знаем.

Что базово можно сделать для личного планирования:

1.Расписать все задачи в одном списке. Распределить дедлайны. Начинать планировать на каждый день.

2.Выделять дело дня, недели и месяца

3.Не напихивать себе много задач на день. Проанализировать примерное время на каждую задачу и понять, что в сутках 24 часа, 8 из которых нужно выделить на сон и 6-7 на отдых и себя, а остальное на работу. Вот и соотнесите, вывезите ли вы столько задач в день.

4.Убирайте отвлекающие факторы.

А теперь про выбор.

Помимо своего личного планирования, вы должны составлять планирование для клиента. Фриланс же. А следовательно, план для клиента напрямую зависит от вашей загруженности.

Поэтому:

1.Выбор за вами: запихнуть клиента в уже и так разрывающийся график или нормально внедрить его в рабочий процесс.

2.Всегда описывайте клиенту процесс, обозначайте сроки на свою работу и на его обратную связь. Нельзя сказать клиенту сроки без учета сроков для его реакции. Всегда помните об этом. Это тоже ваш выбор.

3.Если вы видите клиента «красные флажки», ваше право взять его и опять проходить все по новой ничему так и не научившись или вежливо отказать в сотрудничестве и не включать такой проект в план.

Оставлять выбор за собой — кайф и профессионализм.